top.mail.ru

Открытие 15 июня в 16.00 ЦВЗ «Манеж», Исаакиевская пл. д.1

В 2012 году Санкт-Петербургский Союз художников отмечает 80-летие со дня основания. Являясь правопреемником и продолжателем традиций Императорского общества Поощрения Художеств, основанного в 1820 году в Санкт-Петербурге, Союз Художников объединил живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров, художников театра и кино, декоративно-прикладного искусства, художников плаката, монументального искусства, ювелиров и стал неотъемлемой частью культурной и общественной жизни города.

Художнику – Творцу - дан великий дар - видеть красоту, переживать  необычайно сильные эмоции и заражать ими, окрылять, побуждать к добру других людей. 80-летие – это знаменательная дата не только для членов Союза, но и для всех любителей искусства, благодарных ценителей, верных друзей. За столь небольшой, по историческим меркам,  срок, наша совместная работа стала частью отечественного изобразительного искусства, российской культуры.

Юбилейная выставка Санкт-Петербургского Союза художников будет развернута с небывалым размахом - экспозиция будет размещена на трех крупнейших выставочных площадках Санкт-Петербурга: ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл. д.1), СПб Союз Художников (Большая Морская д.38), Выставочный зал Союза художников России на Охте (Свердловская наб. 64). В творческом отчете художников за последние 5 лет более 3000 экспонатов, все жанры и виды искусства, в том числе эскизы и фотографии мозаик, росписей, монументов, украшающих Санкт-Петербург и города России. Широко представлено творчество молодых художников, многие из них специально к Юбилейной выставке создали тематические полотна, продолжающие традиции Российского искусства.

Ретроспективная часть экспозиции представит произведения художников старшего поколения, работы которых хранятся в музеях России и мира.

На сегодняшний день в составе Санкт-Петербургского Союза художников более 4000 профессиональных художников, обладающих огромным творческим потенциалом.

Созидательное творчество художников, не допускающее агрессии, фальши и негативного эпатажа создает ауру добра, красоты, гармонии, которая, несомненно, передается  зрителям и согревает их душу, дает надежду и  силы, спасая от депрессивного мира.

Осуществляется прямая трансляция открытия выставки в Интернете на сайте www.infobp.com

"

Петербург всегда был славен своими мастерами в любой области интеллектуальной жизни общества, будь то наука или искусство. Всегда их уровень был крайне высок. Как ни странно, даже в советский период истории, если говорить об искусстве, значимость этой стороны жизни социума никогда не принижалась. Наоборот, сильные мира сего делали многое для того, чтобы «советский человек» никоим образом не был отделён от того, что мы называем миром искусства. По тем или иным соображениям, конечно. И всё же… 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников, крупная дата, возможно, историческая, свидетельствует о том, что вопреки дефолтам и поп-арту корабль искусства движется дальше. Что движет им? И какова его цель?

В преддверие мероприятий, посвящённых 80-летнему юбилею Союза мы побеседовали с председателем Союза Чаркиным Альбертом Серафимовичем.

 

Наступивший год очень юбилейный для русской культуры, в особенности петербуржской. 80-летие Санкт-Петербургского Союза художников, это веха или просто очередной юбилей?

Я бы сказал, очередная дата. Потому что приготовить к юбилею какие-то достижения, написать какие-то произведения специально по заказу к такому мероприятию, такого не бывает.

Не секрет, что российская школа живописи до сих пор живёт теми достижениями, которые преумножались и сохранялись в советское время. Благодаря госзаказу?

Вниманию государства, скажем так. Вся система существования художественного творчества была построена по-государственному. Был создан фонд в поддержку художников, его деятельность не облагалась налогами, и деньги, причитавшиеся в виде налогов, шли на развитие искусства. Это дома творчества, квартиры, мастерские, которые каждый год специально для художников строились. К слову сказать, такие льготы распространялись действительно на художников, на тех, кто по традиции, учился в лучших художественных вузах страны. Поэтому, конечно, поддержка была большая. Что касается госзаказа, то каждые 4-5 лет, собственно говоря, «пятилетку», проходила традиционная выставка художественных достижений. И к этой выставке каждый из художников давал обязательство под аванс делать произведение. В любом виде искусства. Но далеко не всегда эти обязательства художниками выполнялись, кто-то не успевал, кто-то не завершал.

И, тем не менее, благодаря тому, что можно назвать вниманием государства, Советский союз дал великолепную художественную школу.

Безусловно. После Революции, как бы всевозможные левые течения ни пытались заменить собой всё традиционное, вечное, академическое, реалистическое, отобранное и отсортированное веками  -  способы и методы преподавания искусства - оно сохранилось. Потому что только профессиональное искусство могло выразить то, что хотело от него новое руководство страны. При этом на всех выставках той поры политика занимала, дай Бог, 10 процентов от всей экспозиции. Всё остальное было чистое искусство. Соревнование было только между художниками, профессиональное соревнование. И учились друг у друга на выставках, и учили друг друга.  

И всё же, был соцзаказ со стороны государства. Иначе, как мы можем объяснить хотя бы такое явление как «суровый стиль» в живописи 60-70-х годов? Так или иначе, необходимо было прославлять трудового человека, строящего БАМ или запускающего ракеты в космос. Сейчас госзаказ отсутствует. Соответственно, какие плохие моменты с этим связаны?

Художник, который привык отзываться своим творчеством на нужды общества, перестал чувствовать себя, так сказать, соринтированным в этом обществе. Все мы живём зависимо от общества и государства, и внутренний социальный заказ существует всегда. Его не всегда чувствуют и понимают, другое дело. Но как таковой, впрямую, он, действительно, сейчас отсутствует. Но, тем не менее, потребность в возникновении серьёзных произведений есть. И вот сейчас потихоньку, постепенно появляются полотна, не санкционированные сверху, но являющиеся откликом потребности художника поднять тему, важную для всего общества.

Это самоопределение художника?

Да.

И если сейчас говорить о заказе, так он идёт не от государства, а, скорее, от немногочисленных коллекционеров, не так ли?

Коллекционеры это только доля, часть. А есть люди, меценаты, которые желают сделать что-то для города, для страны. Поэтому вкладывают деньги в художественные произведения.

По результат намеченных выставок, по выходу огромного каталога, приуроченного 80-летию Союза художников, можно сказать, что в Петербурге некогда зародился и до сих пор сохраняется свой художественный стиль?

Он всегда был. Тут ничего не поделаешь. В каждой области России свой колорит. От Урала до Калининграда. В живописи, графике, прикладном искусстве. И петербуржская школа искусства отличается от любой другой, скажем, московской.

Чем?

Петербург более западный город чем Москва, и этот факт накладывает определённую печать на всё. И по своей эстетической планке петербургское искусство значительно отличается от московского. Тут ничего не поделаешь. Так было и так будет. Что-то есть хорошее и в том, и в этом.

Это сказывается в выборе темы, палитре красок?

В том, и в другом. Потому что Петербург больше склонен к общечеловеческим глобальным проблемам. Москва предлагает более конкретное направление. Чаще в лоб, так сказать. Отражает более социальные явления. В Петербурге, наоборот, художник пытается не довлеть над идеей. Когда идея «снаружи», она теряет привлекательность.  Она должна быть «скрыта».

Какие мероприятия приурочены к 80-летию?

Буду проходить выставки и в залах Союза художников, и в Манеже, и в зале на Охте. Всё, что можно показать, мы покажем. Причём это просто очередной смотр, а не констатация каких-то достижений. Попытка отойти от каждодневной суеты, чтобы посмотреть на себя со стороны, так сказать.

Выставки носят по большей части ретроспективный характер?

Нет, в основном, будут показаны работы художников, созданные за последние 5 лет. Хотя всегда, конечно, существует соблазн привлечь ретроспекцию. Это хорошо и нужно, некоторую часть выставки посвятить прошлому. Но, строго говоря, всё, что за 80 лет было сделано художниками Союза невозможно втиснуть в рамки наших мероприятий. Поэтому мы просто хотим отметить тот путь, по которому мы идём. Движение, к чему и куда. С тем, чтобы сделать следующий шаг в жизни."

 

                                                                                                       Беседовал Александр Лакманн

Сюжет с открытия выставки наartway





©2009-2013 Выставочный Центр Санкт-Петербургского Союза Художников, ALL RIGHTS RESERVED.
При цитировании материалов прямая гиперссылка на www.spb-uniart.ru обязательна.
В случае, если Вы увидели ошибку — пишите нам на finearts@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru